История развития DirectX

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)
Загрузка...

Большая часть компьютерных пользователей знает, что без установленного DirectX не запустится ни одна современная игра. Но что же это за волшебник такой компонент? В чём суть его работы, почему он так важен? Эти вопросы одолевают многих игроков.

На самом деле всё очень просто. Давайте вспомним игровые консоли. Для примера возьмем PlayStation 3. Какая бы версия не была в ваших руках («толстушка», slim или superslim) — «железо» в ней будет одинаковым. Это помогает создателям игр максимально адаптировать свой продукт под эту консоль. Грубо говоря, игры способны полностью задействовать весь ресурс компонентов приставки, никаких сложностей у разработчиков с этим не возникает.

А теперь вспомните о компьютерах. Все домашние ПК и ноутбуки собраны из разных комплектующих. Одних только моделей видеокарт сейчас насчитывается не одна сотня (или не одна тысяча, если вспоминать об устаревших моделях). Если бы компания Microsoft не решила заняться созданием оптимизирующего пакета библиотек, то создателям игр пришлось бы несладко. Им нужно было бы писать код своих продуктов для отдельных моделей видеокарт, звуковых карт, материнских плат и даже под определенные версии операционных систем Windows. Несложно догадаться, что разработчикам это быстро бы надоело, и мы лишились бы компьютерных игр ещё в самом начале 2000-ых годов.

К счастью, в Microsoft раньше уделяли геймерам немало внимания. В середине 90-ых годов считалось, что ПК может стать самой популярной платформой для игр. Различные производители начали выпускать множество видеоадаптеров, звуковых карт и прочих компьютерных компонентов. Создателям игр стало намного сложнее подстраиваться под всё это многообразие. И тогда в Microsoft решили ограничить доступ разработчиков к «железу». Вместо этого был создан набор COM-совместимых объектов. Или попросту библиотек. Именно этот набор, получивший наименование DirectX 1.0, мог работать с драйверами комплектующих. Ну а игры (первое время — не все) отныне должны были подстраиваться лишь под этот самый DirectX.

Пакетом библиотек DirectX 1.0 смогли воспользоваться все владельцы компьютеров с установленной операционной системой Windows 95a, релиз состоялся 30 сентября 1995 года. То был упрощенный набор, который в основном отвечал за вывод двухмерной графики, всяческих звуков, а также обрабатывал данные, поступающие с манипуляторов. Лишь намного позже появилась поддержка трехмерной графики и разнообразных графических эффектов.

Первые годы о ДиректХ многие компьютерные пользователи даже не подозревали. Как ни странно, сначала наиболее полезен этот пакет библиотек оказался не для геймеров, а для математиков и инженеров. DX оказался способен систематизировать различные вычисления, благодаря чему процесс стал занимать при тех же имеющихся ресурсах меньшее количество времени.

Долгое время геймеры с разработчиками игр не признавали DirectX и из-за склонности использовать вместо него OpenGL. Однако постепенно эта технология влилась в состав пакета библиотек. И уже совсем скоро его стали устанавливать практически все владельцы компьютеров, которые хотя бы иногда запускали игры.

Набор библиотек обновляется очень часто. 7 августа 1998 года состоялся релиз DirectX 6.0. Эта версия в первую очередь предназначалась для операционной системы Windows 98 SE. Но теперь это стал кроссплатформенный продукт. Данная версия была замечена в игровой консоли SEGA Dreamcast. Но там он был лишь вспомогательным средством отображения графики.

Знаковым для пакета библиотек стал 1999 год. В Microsoft смогли его максимально оптимизировать, благодаря чему стала возможной установка DirectX 6.1 на разные операционные системы — в то время это были Windows 95, 98 и 98SE. Позже от этой практики отказались. Затем к ней вернулись, а потом снова отказались. В конце выход новых версий DirectX начал заставлять пользователей переходить на новую операционную систему, даже если они этого не хотели. Например, хотите увидеть преимущества  версии  11.2? Придется установить непопулярную Windows 8.1.

Пакет библиотек напрямую работает с ресурсами видеокарт. Само собой, чем новее версия DX — тем меньшее количество старых видеокарт может с ней работать. Однако создатели графических адаптеров стараются сотрудничать с Microsoft, благодаря чему сейчас в продаже очень сложно найти видеокарту, которая не поддерживала бы новейший DirectX 11.

Новый DirectX 11 (как проверить свою версию ДХ)  и его последующие версии в первую очередь отличаются поддержкой шейдерных моделей 5.0. Это позволяет наслаждаться более реалистичной горной поверхностью (камни выглядят камнями, а не двухмерными картинками), всяческими погодными эффектами и прочими мельчайшими частицами.